среда, 19 июня 2013 г.

Использование ИКТ в работе учителя


Урок современного учителя невозможен без применения новых интерактивных технологий.
        
ИКТ- одна из базовых технологий ФГОС .
Информационно-коммуникативным технологиям  отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться , выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д. И сегодня учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестает быть единственным носителем знания, как это было раньше.
В последнее время пополнилась материально-техническая база образовательных учреждений. Для внедрения современных образовательных технологий   в 2011 - 2012 году  ОУ СВУ   получили  учительские ноутбуки и ученические нетбуки,  интерактивные доски, проекторы,  микроскопы, Модульную систему экспериментов , Систему контроля и мониторинга качества знаний PROClass , документ-камеры.
Главная  задача учителя – их использовать.
Каждый год у нас проходит в рамках компьютерного марафона конкурс для педагогов «Методическая копилка», где учителя показывают, что они применяют и как.  Конечно, прежде всего в школах используют ПК учителя информатики. Но многие предметники тоже давно используют.
Немного притчи.
Солнце клонилось к закату, как всегда бывает в это время. Легкий майский ветерок превращал бескрайние зеленые луга в волнистые океаны с приливами и отливами. Пустота вокруг. Только два силуэта невдалеке нарушают природную идиллию.
– Зачем ты искал со мной встречи? – спросил молодой мужчина в костюме.
– Мне не столь важно было встретиться лично с тобой, сколько с любым представителем твоей профессии. Как, ты говоришь, она теперь называется? – спросил его пожилой, седовласый собеседник в широкой тунике.
– Учитель, Сократ…, Учитель...
– Как ты узнал меня?
Уголки рта молодого мужчины слегка дрогнули вверх, его явно рассмешил этот вопрос.
– Твое лицо знакомо каждому ребенку!
– Неужели?! Прошло так много лет, а меня еще помнят? – брови старца задрались высоко вверх.
– Сократ, твои труды внесли неоценимый вклад в развитие цивилизованного общества!
– Но, все слишком сильно изменилось. Люди теперь учатся как минимум девять лет, это обязательный минимум абсолютно для каждого, хотя большинство из нас учится 15 лет или даже больше.
– В наше время возможно провести урок, скажем с тридцатью людьми из абсолютно разных уголков планеты, все они: и ученики, и учитель будут прекрасно видеть друг друга, слышать, общаться.
– Но это невозможно!
– Возможно! Более того, в наше временя этим никого не удивишь.
– А еще, а еще что нового? – глаза Сократа просто сияли любопытством.
– Очень много нового, очень! – Уголки губ более юного собеседника снова слегка дрогнули вверх. – Например, каждый человек в любой момент времени, в любом месте может с легкостью прочитать любую книгу, абсолютно любую книгу из всех когда-либо написанных!
– Но, несмотря на все это, во времена всеобщей доступности информации профессия учителя по-прежнему одна из самых важных!
– Времена меняются, а люди остаются.
– Но многое с твоих времен изменилось и в образовании. Целые институты людей решают эти проблемы. Уровень образования растет каждый день. Люди на планете в целом стали гораздо умнее!
– Хорошо, а что ты можешь мне рассказать про урок современного учителя? – скромный старец решил сменить тему разговора.
Только 40 минут длится урок, а учителю сделать надо многое: провести опрос, проверить домашнее задание, разобрать новый материал, закрепить его, увидеть рост каждого, создать ситуацию успеха. Словом, урок должен проходить в напряженном виде. Как здесь можно обойтись без электронного помощника, который при умелом использовании может взять на себя значительную часть работы?
Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по предмету, размещенный во всемирной сети Интернет.
 При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология урока – учитель или подготовленные учащиеся комментируют информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями, примерами, выполнением заданий, тестов, тем самым, достигая главную цель обучения – активизация всех участников учебного процесса.
 И таким образом, осуществляется важная задача образовательного процесса: ученики и учитель сотрудничают на уроке. Особенно это достигается через подготовку проектов самими учащимися. Тема творческого интерактивного проекта вызывает живой интерес участников проекта.
 При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности – созидательный. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.
 Использование интерактивной доски на уроках наибольшим образом содействует установлению диалога между учителем и учеником. Соблюдая принципы научности, последовательности, доступности, наглядности.

 Конечно, подготовка и проведение уроков с интерактивной доской требует от учителя времени и терпения, зато такие уроки приносят большое удовлетворение всем участникам учебного процесса и становятся «зеркалом общей педагогической культуры учителя, мерилом его интеллектуального богатства, показателем его кругозора и эрудиции» (В. Сухомлинский). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий