Методические рекомендации

Методические рекомендации при подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. 
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ. 
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? 
Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:

1.                  Определение темы учебного материала.
2.                  Определение дидактической цели темы.
3.                  Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
4.                  Продумывание структуры урока.
5.                  Обеспеченность урока (таблица).
6.                  Отбор содержания учебного материала.
7.                  Выбор методов обучения.
8.                  Выбор форм организации педагогической деятельности
9.                  Оценка знаний, умений и навыков.
10.              Рефлексия урока.
При отборе электронно-образовательных ресурсов к уроку необходимо строго следовать следующим критериям: 
• соответствие ЭОР: 

·                     целям и задачам урока;
·                     основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного (дистанционного) обучения);
·                     научно-педагогическим требованиям к ЭОР*;
·                     эргономическим требованиям;
• научность и достоверность предоставленной информации. 
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура: 

1.                  Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
2.                  Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
3.                  Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
4.                  Сообщение нового материала.
5.                  Решение учебной задачи.
6.                  Усвоение новых знаний.
7.                  Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
8.                  Закрепление изученного материала.
9.                  Обобщение и систематизация знаний.
10.              Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
11.              Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
12.              Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
                                         Использован материал  из справочника заместителя директора              школы Института содержания и методов обучения.
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. 
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. 
Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации. 
Структура технологической карты включает: 
·                     название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
·                     цель освоения учебного содержания;
·                     планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
·                     метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
·                     основные понятия темы;
·                     технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. 
                                  Использован материал  из справочника заместителя директора              школы Института содержания и методов обучения.
Возможности технологической карты урока
·                     Технологическая карта позволит учителю: 
·                     реализовать планируемые результаты ФГОС;
·                     определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
·                     системно формировать у учащихся УУД;
·                     осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
·                     определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
·                     проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
·                     освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы);
·                     определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
·                     на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
·                     выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
·                     решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
·                     соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
·                     обеспечить повышение качества образования. 
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. 
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.: 
·                     учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
·                     используются эффективные методы работы с информацией;
·                     организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

·                     обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
                    Использован материал  из справочника заместителя директора              школы Института содержания и методов обучения.
Как выбрать ЭОР для урока?
 Вебинар по теме: "Как выбрать ЭОР для урока?" провели издательство "Просвещение " 9.12.2014 года.  Вице-президент по новым технологиям издательства "Просвещение" Артем Соловейчик и заместитель исполнительного директора НФПК, руководитель центра образовательных ИТ Светлана Авдеева поделились опытом по данному вопросу.
Запись вебинара можно посмотреть по ссылке:http://my.webinar.ru/record/406942/ 

Применение электронных образовательных ресурсов в начальной школе
До настоящего времени  в школе использование педагогом  в учебном процессе информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), поощрялось, но не являлась для них обязательным.
       С принятием и введением в действие федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  ситуация существенно изменилась. ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся.
Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемой ФГОС.
Как известно, ребенок запоминает только 15% нового материала при монологе учителя на уроке. Используя рисованную наглядность, учитель обеспечивает 25% запоминания нового материала. Если ко всему вышесказанному добавить еще  и мутимедийное сопровождение  урока – 65%. Не секрет, что у одних детей хорошо развит аудиальный канал восприятия, у других – визуальный. Презентация + монолог учителя позволяют  реализовать принцип наглядности в полной мере.
 Что нового дают ЭОР учащемуся?
Прежде всего – возможность действительно научиться.
Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков.
Что дают ЭОР учителю?
Главное для учителя заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.
       В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся, также, легче формируются компетенции в области коммуникации.
Работа по формированию ИКТ- компетентности   организовывается  в рамках  различных предметов.
В общеобразовательных учреждениях могут использоваться следующие категории электронных образовательных ресурсов:
·         ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;
·        ресурсы коммерческих образовательных порталов и учебные электронные издания на CD, приобретаемые школами для комплектации медиатек на собственные средства;
·        ресурсы региональных образовательных порталов;
·         ресурсы, разработанные учителями. (личные сайты различного назначения: классные, предметные и т.д.)
            На конференции «Формирование ИКТ-компетентности педагогов», которая проходила в ГБОУ СОШ с.Подбельск м.р.Похвистневский  одной из секций было:
«Использование учебного цифрового интерактивного оборудования при решении образовательных задач в условиях реализации ФГОС»,  где  выступающие учителя начальных классов и заместители руководителей делились опытом использования интерактивного оборудования и  использовании электронных образовательных ресурсов в условиях реализации ФГОС.
Кто там был, все видели опыт работы Репкиной С.Г. , учителя Саврушской школы, которая  представила действительно настоящий опыт работы по данной проблеме, необходимый для учителей начальных классов  округа.
Высокая работоспособность школьников на уроке может быть обеспечена за счёт смены видов деятельности, поддержания доброжелательной атмосферы, использования физминутки. 
Цифровые образовательные ресурсы повышают скорость чтения и коэффициент усвоения, улучшается внимание, память, расширяется понятийный аппарат, что отражается  на результатах диагностики.
В конце выступления  хочется сказать, что электронные образовательные ресурсы расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; они значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.
Применение ЭОР на уроках информатики.
Одно из важных направлений модернизации российского образования –это внедрение в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий.
Применение средств ИКТ дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики - активные участники урока. позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность;
Использование ЭОР на уроках делает процесс обучения творческим, интересным и мотивирует учащихся на получение новых знаний, открытий. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.
За счет использования ЭОР увеличивается время общения с учениками в классе, т.е. растет творческий компонент в деятельности учителя, переход от вещания к дискуссии.
Основные инновационные качества ЭОР:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
·                     получение информации;
·                     практические занятия;
·                     аттестация (контроль учебных достижений).
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно - деятельностных форм обучения.
3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.
За счет грамотного применения ЭОР в учебном процессе, увеличивается образовательная и воспитательная эффективность труда преподавателя.
Информатика, пожалуй, единственный учебный предмет, который немыслимо представить без использования ЭОР, но на разных этапах урока ЭОРы применяются по-разному.
Применение на уроках ЭОРов в разных формах:
·                     сопровождение объяснения материала своей же презентацией, использование при объяснении видеофрагментов, картин, рисунков, схем, других медиаобъектов. При этом остается неизменной ориентация на знаниевую составляющую содержание образования, изложенного в стандарте.
·                     использование в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в Интернет, использование материалов ЭОРов для подтверждения выдвинутых учебных гипотез.
Применение ЭОР на различных этапах урока:
ЭОР на этапе актуализации знаний:
·                     Электронные тесты
·                     Кроссворды
ЭОР на этапе объяснения нового материала. В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Учебный процесс протекает в условиях включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например:
·                     Электронные учебники;
·                     Мультимедийные презентации;
·                     Учебные видеофильмы.
ЭОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков. При закреплении многих тем курса информатики также можно использовать ЭОРы. Например, закрепление темы «Команда ветвления», можно провести с использованием ЭОР «Вычислительная математика и программирование, 10 -11 класс», игра «Ежиные тропы». Эта игра очень нравится школьникам, они живо включаются в учебный процесс. Она развивает логическое мышление, показывает использование команды ветвления в жизни. Здесь все логично и последовательно, подчинено строгому порядку. Это хорошая гимнастика ума.
Контроль и оценка знаний, умений и навыков:
·                     Многие учебные курсы на электронных носителях имеют контрольный и тестовый режимы, ведут статистику по ходу обучения.
·                     Проектная деятельность. Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.
·                     Программы - тренажёры.
Творчество учителя не должно ограничиваться лишь тем готовым материалом, который можно найти в сети Интернет и приложениях на CD к различным УМК. Учитель создает свои ЭОР в виде кроссвордов и тестов, электронных пособий, применяя программы Hot Potatoes, MyTest, Teach Book Lite.
По новым ФГОС одним из перспективных направлений в преподавании информатики  является использование ЭОР на уроках.
Использование ЭОР в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы. ЭОР способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
На уроке с использованием ЭОР учитель является организатором всего урока и консультантом.
Применение учителем на уроках информатики ЭОР наряду с традиционными способами обучения позволяет:
·  обеспечить учебный процесс возможностью использования различных форм учебной работы;
·  повысить качество обучения, усилить учебную самостоятельность школьников;
·  обеспечить возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
·  повысить интенсивность и эффективность уроков информатики за счет наглядности и вариативности изложения учебного материала, усиления интерактивности учебных заданий;
·  создать условия для того, чтобы ученики приобрели опыт общения с компьютером как с современным инструментом для работы с информацией.
Внедрение электронно-образовательных ресурсов в современный образовательный процесс поможет осуществить более качественную подготовку учащихся.
Г.В.Потешкина

Е.А.Федорова

Что такое электронный учебник?

2 .12.2014 года издательство "Просвещение " провели вебинар по теме: "Что такое электронный учебник"? Вице-президент по новым технологиям издательства "Просвещение" Артем Соловейчик и генеральный директор компании "Азбука"поделились экспертным мнением и опытом создания и распространения электронных учебников.
Запись вебинара можно посмотреть по ссылке: http://my.webinar.ru/record/405522/ 

Инструкция для участника вебинара
1. Рекомендации к интернет соединению:
Интернет соединение разделяется на входящий и исходящий трафик. Для участия в вебинаре важно, чтобы входящая скорость была стабильной и быстрой (мин 512 кбит).
2. Рекомендации к програмному обеспечению:
На компьютере должны быть установлены:
- браузер (Mozilla Firefox, Google Chrome и т.п.);
- проигрыватель Adobe Flash Player.
Компания Webinar.ru рекомендует использовать браузер Mozilla Firefox, как наиболее стабильный.
3. Рекомендации по техническому оборудованию:
Для участия в вебинаре через сервис Webinar.ru Вам потребуется наушники/колонки для прослушивания голоса спикера.
4. Проверка всех компонентов перед началом вебинара:
За 1 день или ранее до начала мероприятия:
- обновить Adobe Flash Player: http://get.adobe.com/flashplayer/?promoid=BUIGP
- пройти «тест системы»: webinar.ru/faq_and_support/system_test
 5. Участие в вебинаре:
- в назначенный день и время зайти по ссылке, указанной в информационном письме;
- зарегистрироваться на мероприятие по предлагаемой регистрационной форме;
- перед началом вебинара проверьте настройки громкости колонок/наушников;
- в окне «Чат» можно задать вопрос или просто общаться с другими участниками данного мероприятия. 
6. Полезные ссылки:
- Mozilla Firefox: http://mozilla.ru 
                                         Материал взят с сайта: http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=28980

Вебинары для педагогов
Издательство "Просвещение в целях оказания методической поддержки педагогическому сообществу проводит вебинары по  актуальным вопросам образования и учебной продукции издательства. В интернет-мероприятиях могут принять участие руководители образовательных организаций, методисты, библиотекари, учителя и воспитатели. Для участия в вебинаре необходимо перейти по ссылке и заполнить форму "Зарегистрироваться на мероприятие". на указанный вами e-mail   придет письмо с персональной ссылкой для входа на вебинар, по которой нужно пройти в час начала онлайн-встречи.
Участие в вебинаре бесплатное.
Информационно-образовательная среда
Современный человек с детства погружен в информационную среду - он живет среди телевидения, радио, книг, журналов, компьютерных игр и т.д. Он обращается к информационным каналам не только при обучении и выполнении профессиональных обязанностей, но и при вызове врача, воспитании детей. Большое значение приобретает информационная культура личности при выборе профессии, трудовой деятельности, отдыха. Таким образом, информация играет все большую роль в жизненном цикле человека, пронизывает всю его деятельность. Формируется информационный образ жизни. Складывается представление об информационной инфраструктуре, информационной среде.
Информационная среда – это мир информации вокруг человека и мир его информационной деятельности.
С известной условностью можно говорить о внутренней и внешней информационной среде или о среде (микросреде) внутри помещения, в котором находится человек (офис, выставочный комплекс, библиотека) и об информационной среде за их пределами (макросреде). Внешняя информационная среда накладывает отпечаток на внутреннюю среду. (Например: изобретение сети Интернет привело к изменениям внутренних информационных ресурсов библиотеки. Сегодня при библиотеках открываются Интернет-залы, предоставляющие пользователям новые современные информационные документы и базы данных.)
Информационная  образовательная среда включает  телекоммуникации, информационные фонды, научно-методическое обеспечение по предметам, предметным областям и специальностям, средства удаленного доступа к российским и мировым информационным ресурсам, базы данных и базы знаний, обучающие системы и комплексы, электронные библиотеки, а также описание компьютерных систем образования и технологий реализации
Информационная среда образовательного учреждения – тема актуальна  и продиктована новым ФГОС, в котором зафиксировано обязательное наличие требований для всех школ..
В ФГОС ИОС обозначена линейно.
Что такое информационно-образовательная среда?  
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Возникает вопрос о ее динамичном развитии, о перспективах развития, о ее обогащении в рамках государственных программ.
ИОС - многослойна, сложна. Во всех школах она развивается по- разному. Это нормально. Развитие диктует социум. ИОС многозначная функция, зависящая от времени.
Информационно-образовательная среда открытого образования состоит из множества взаимодействующих компонентов. Это и системы автоматизации учебного процесса, системы дистанционного обучения, и информационно-справочные системы.
1.ПК –классы
2. сети – Включение в состав новой образовательной среды современных средств коммуникации отражает потребность реализовать сетевые формы организации учебного процесса.  Это сети  внутри ОУ, локальные,  оптоволокно, Интранет, глобальная сеть Интернет. Сетевые  технологии   дали  возможность соединить любого субъекта общества  с другим.
3.видеосервисы, которые позволяют работать друг с другом , увидеть эмоции, реакцию, видеть человека.
Важно понимать, как развивать ИОС школы, понимая, что в центре люди: ученики, учителя, родители.
В ИОС во многом изменяются роли субъектов образовательного процесса. Во главу угла становится сам обучающийся – его мотивы, познавательные потребности, психологические особенности. При работе в ИОС обогащается модель "обучаемый – преподаватель" и преподаватель с помощью средств информационных технологий создает проблемные ситуации, способствующие реализации активного и интерактивного диалогов. Деятельность преподавателя в условиях информационно-коммуникационной среды приобретает характер «тьюторства», наставничества, выполнение функций координатора и партнера по образовательной деятельности. Исходя из целей обучения, интересов обучающегося, уровня его учебной подготовки, преподаватель формирует и направляет образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. В этих условиях содержание деятельности преподавателя существенно меняется, в частности, ему приходится реализовывать ряд функций, которые при традиционном обучении порой вообще отсутствуют. Когда речь идет о работе в ИОС, предполагается, что ученик  и преподаватель имеют свободный доступ к компьютерным системам, банкам программ, компьютерным коммуникациям.
Интернет и коммуникационные  сервисы разрастаются. Появляются личные коллективные сервисы. Ребенок может участвовать в электронной среде управления школой, пользоваться электронной библиотекой,  сотрудничать на форумах школьного сайта.
Родители подписываются на СМС-сообщения, связанные с электронными дневниками, с доступом к ЧАТу, видеосвязи с учителями. Коммуникации позволяют связать всех участников образовательного процесса.
Вообще к 2020 году ИОС будет определяться по формуле: традиции плюс инновации, доступные для каждого.
видео
Развитие отечественной системы образования на этапе становления информационного общества связано с созданием единого образовательного пространства на всей территории страны, что станет возможным благодаря развитию технологий интерактивного дистанционного обучения. Это позволит повысить качество образования и обеспечить равные возможности всем гражданам России для получения образования всех уровней и ступеней.
Таким образом, хорошо организованная информационная среда, усиленная современными технологиями, позволяет каждому пользователю найти свою информацию, расширить интеллектуальный мир, культурный потенциал. Информационная среда содействует реализации интеллектуальной свободы как составляющей социальной свободы личности.


Много материалов по ИОС вы можете найти на сайте:  Методическая служба. Издательство Бином. Лаборатория знаний. http://metodist.lbz.ru/lections/4/


Культура интерактивного сетевого  взаимодействия

«В основе стандарта нового поколения лежит общественный договор — новых взаимоотноше­ний между личностью, семьей, обществом и го­сударством, которые в наиболее полной мере реа­лизуют права человека и гражданина».
Решающим инструментом в организации качественного и эффективного учебного взаи­модействия может выступать образовательный блог учителя. Переход к информационному обществу не возможен без принятия иннова­ционного поведения всеми участниками об­разовательного процесса. А проводником в современном сетевом мире должен выступать Педагог, обладающий четкой информационной адекватностью.
Парадокс образования состоит в том, что люди из прошлого учат людей будущего. Значит ли это, что учитель должен оставаться молодым в своей работе — шагать в ногу со временем, не останав­ливаться на достигнутом, всегда быть в поиске, тем самым повышая качество обучения?..
В мире, который становится все более зави­симым от информационных технологий, школь­ники и учителя просто обязаны быть знакомы с ними.
Использование компьютерных технологий — это необходимость, дик­туемая сегодняшним уровнем развития обра­зования.
Для чего современному учителю блог? Зачем привлекать родителей к учебному и воспита­тельному процессу в блоге? Зачем и как публич­но демонстрировать педагогические взгляды и личную точку зрения по какому-то спорному вопросу? Существует ли культура сетевого взаи­модействия?
Слово blog образовалось в результате сокра­щения двух слов: web logLog — в переводе с ан­глийского означает журнал или дневник, по сло­варю кино и масс-медиа. В более широком смыс­ле это слово многозначно. Web (англ.) — сеть, ткань, полотно. Блог — это некий «монолог на тему», прерываемый и направляемый коммен­тариями, вопросами и другими активностями слушателей-читателей.
Блог — это целесообразный инструмент в ру­ках профессионала-учителя.
Спектр использования сетевого журнала до­статочно широк: публиковать в нем дополни­тельные задачи для «продвинутых» учеников, для реализации принципа обучения с опереже­нием. А возможно, наоборот, для отстающих ребят, чтобы стимулировать их интерес к пред­мету, В умелых руках блог может решать мно­гие организационные проблемы: своевременное информирование обо всех неотложных событи­ях класса, дополнительных заданиях, времени встречи. Блог педагогу при этом помогает са­мостоятельно овладевать новой грамотностью, побуждает практиковаться в создании текстов или мультимедийных объектов. Можно вести несколько блогов одновременно. В этом слу­чае по блогам распределяются разные обла­сти профессиональной деятельности: блог для создания копилки методических материалов, блог в поддержку учебного проекта, блог для общения с учениками класса и родителями, блог-учебная тетрадь ученика или всего клас­са, блог для профессионального сообщества и др.
Для эффективного сетевого взаимодействия в блоге должна быть активная виртуальная жизнь: полемика по каким-либо вопросам. Вашими соавторами должны быть дети и ро­дители.
Они могут предлагать различные нововве­дения, которые будут приводить к решению единой задачи — воспитания и становления лич­ности школьника. Только в совместном поиске возможно достигнуть развития.
Но вот вопрос: о чем можно и нужно говорить в блоге? Существуют ли особенности коммуни­кативного сетевого поведения людей, помногу часов в день проводящих в сети?
Учитель-блоггер в процессе приобщения к данной технологии становится техноло­гически и коммуникативно компетентным. В первое время ему важно научиться не только тому, что писать, но и тому, как писать. Самое важное при этом — соблюдать культуру. Ка­ким должен быть идеальный образ такого пе­дагога? При использовании материалов с дру­гих блогов он обязательно придерживается следующих правил:
·        указывает ссылку на авторство;
·        грамотно применяет и использует различ­ные полезные веб-сервисы, новые приемы организации обучения, новые способы ин­терактивного взаимодействия со школьным сообществом;
·        выбирает удобный для восприятия информа­ции интерфейс;
·        соблюдает интерактивность и мультимедийность;
·        использует теги для оформления документов, создает гиперссылки;
 текстовые материалы делает предельно ком­фортными для чтения;
·       не забывает о том, что используемый язык в статьях, должен оставаться грамотным..
Такой педагог следует правилу «узнал сам — передал другому», ведь это его профес­сиональная учительская черта, тем самым он способствует распространению качественного контента, ценного в профессиональном кру­гу. Он также помнит, что блог-технология предоставляет большой коммуникационный потенциал и открывает массу возможностей в едином информационно-методическом про­странстве.

Кодекс блоггера можно посмотреть на сайтеhttp://allblog.ru/rulles.htm
Материал подготовлен по страницам журнала «Информатика. Все для учителя!»
                                   Методист ГБОУ ДПО ЦПК «Похвистневский РЦ» Е.А.Федорова


Комментариев нет:

Отправить комментарий